логотип PurpleSchool
  • Бесплатно
      Карта развитияОсновы разработкиCSS Flexbox
    • Новостные рассылкиИконка стрелки
    • База знанийИконка стрелки
    • Карьерные пути
      • Frontend React разработчик
      • Frontend Vue разработчик
      • Backend разработчик Node.js
      • Fullstack разработчик React / Node.js
      • Mobile разработчик React Native
      • Backend разработчик Golang
      • Devops инженер
    • О нас
      • Отзывы
      • Реферальная программа
      • О компании
      • Контакты
    • Иконка открытия меню
      • Сообщество
      • PurpleПлюс
      • AI тренажёр
      • Проекты
    логотип PurpleSchool
    ютуб иконка
    Telegram иконка
    VK иконка
    Курсы
    ГлавнаяКаталог курсовFrontendBackendFullstack
    Практика
    КарьераПроектыPurpleПлюс
    Материалы
    БлогБаза знаний
    Документы
    Договор офертаПолитика конфиденциальностиПроверка сертификатаМиграция курсовРеферальная программа
    Реквизиты
    ИП Ларичев Антон АндреевичИНН 773373765379contact@purpleschool.ru

    PurpleSchool © 2020 -2025 Все права защищены

  • Курсы
    Иконка слояПерейти в каталог курсов
    • FrontendИконка стрелки
    • BackendИконка стрелки
    • DevOpsИконка стрелки
    • MobileИконка стрелки
    • ТестированиеИконка стрелки
    • Soft-skillsИконка стрелки
    • ДизайнИконка стрелки
    • Картинка группы Общее

      Общее


      • Основы разработки
      • Основы Git
      • HTML и CSS
      • CSS Flexbox
      • Основы JavaScript
      • Продвинутый JavaScript
      • TypeScript с нуля
      • Neovim
    • Картинка группы React

      React


      • React и Redux Toolkit
      • Zustand
      • Next.js - с нуля
      • Feature-Sliced Design
    • Картинка группы Vue.js

      Vue.js


      • Vue 3 и Pinia
      • Nuxt
      • Feature-Sliced Design
    • Картинка группы Angular

      Angular


      • Angular 19 Иконка курсаСкоро!
    • Картинка группы Node.js

      Node.js


      • Основы Git
      • Основы JavaScript
      • Telegraf.js Иконка курсаСкоро!
      • Продвинутый JavaScript
      • TypeScript с нуля
      • Node.js с нуля
      • Nest.js с нуля
    • Картинка группы Golang

      Golang


      • Основы Git
      • Основы Golang
      • Продвинутый Golang
      • Golang - Templ Fiber HTMX
    • Картинка группы C#

      C#


      • Основы C#
    • Картинка группы Python

      Python


      • Основы Python
      • Продвинутый Python
    • Картинка группы PHP

      PHP


      • Основы PHP Иконка курсаСкоро!
    • Картинка группы Общее

      Общее


      • Основы разработки
      • Docker и Ansible
      • Kubernetes и Helm
      • Микросервисы
      • Neovim
    • Картинка группы Общее

      Общее


      • Основы разработки
      • Основы Git
      • Основы Linux
      • Bash скрипты
      • Docker и Ansible
      • Kubernetes и Helm
      • Микросервисы
      • Neovim
    • Картинка группы Общее

      Общее


      • Основы разработки
      • Основы Git
      • Neovim
    • Картинка группы React Native

      React Native


      • HTML и CSS
      • Основы JavaScript
      • Продвинутый JavaScript
      • TypeScript с нуля
      • React и Redux Toolkit
      • React Native и Expo Router
    • Картинка группы Swift

      Swift


      • Основы Swift и iOS
    • Картинка группы Общее

      Общее


      • Продвинутое тестирование Иконка курсаСкоро!
      • Основы тестирования ПО
    • Картинка группы Общее

      Общее


      • Собеседование
      • Современный Agile
    • Картинка группы Figma

      Figma


      • Основы дизайна
  • логотип PurpleSchool
    • Сообщество
    • PurpleПлюс
    • AI тренажёр
    • Проекты
    Главная
    Сообщество
    Паттерны проектирования для начинающих программистов: полное руководство

    Паттерны проектирования для начинающих программистов: полное руководство

    Аватар автора Паттерны проектирования для начинающих программистов: полное руководство

    Дмитрий

    Иконка календаря11 сентября 2024
    Картинка поста Паттерны проектирования для начинающих программистов: полное руководство

    Введение: что такое паттерны проектирования и зачем они нужны

    Паттерны проектирования - это проверенные решения распространенных проблем в разработке программного обеспечения, в том числе и в frontend-разработке. Это не готовый код, а общее описание решения задачи, которое можно использовать во многих ситуациях при создании веб-приложений.

    Паттерны помогают сделать архитектуру frontend-приложения более гибкой, расширяемой и поддерживаемой. Они позволяют решать сложные проблемы простым и элегантным способом, используя коллективный опыт сообщества разработчиков.

    Изучение паттернов проектирования необходимо каждому frontend-разработчику, так как они:

    • Дают общий словарь для обсуждения архитектурных решений в команде
    • Помогают быстро находить правильный подход к задаче при разработке UI-компонентов
    • Делают JavaScript-код более понятным, структурированным и поддерживаемым
    • Ускоряют разработку, предоставляя готовые абстрактные решения для типичных проблем в веб-разработке

    Важно помнить, что паттерны - это не серебряная пуля. Неправильное или чрезмерное их использование может привести к усложнению кода. Применять паттерны нужно осознанно и только там, где они действительно нужны и уместны в контексте frontend-разработки.

    Основные категории паттернов проектирования

    Паттерны проектирования обычно делят на три основные группы:

    1. Порождающие (Creational) - отвечают за создание объектов и компонентов
    2. Структурные (Structural) - описывают связи между объектами и компонентами
    3. Поведенческие (Behavioral) - определяют взаимодействие между объектами и компонентами

    Давайте рассмотрим некоторые из наиболее часто используемых паттернов в каждой категории, применительно к frontend-разработке.

    Порождающие паттерны

    Singleton (Одиночка)

    Singleton гарантирует, что класс имеет только один экземпляр, и предоставляет глобальную точку доступа к нему. В frontend-разработке это может быть полезно для управления глобальным состоянием приложения или для создания сервисов, которые должны быть уникальными во всем приложении.

    Пример реализации Singleton на JavaScript:

    class Singleton {
        constructor() {
            if (Singleton.instance) {
                return Singleton.instance;
            }
            Singleton.instance = this;
            this.data = [];
        }
    
        addItem(item) {
            this.data.push(item);
        }
    
        getItems() {
            return this.data;
        }
    }
    
    // Использование
    const instance1 = new Singleton();
    const instance2 = new Singleton();
    
    console.log(instance1 === instance2); // true
    
    instance1.addItem("Item 1");
    console.log(instance2.getItems()); // ["Item 1"]
    

    Ключевые моменты:

    • Конструктор проверяет наличие существующего экземпляра и возвращает его, вместо создания нового.
    • Singleton.instance хранит единственный экземпляр класса.

    Factory Method (Фабричный метод)

    Factory Method определяет интерфейс для создания объектов, но позволяет подклассам решать, какой класс инстанциировать. В контексте frontend-разработки, это может быть полезно для создания различных типов UI-компонентов.

    Пример реализации Factory Method на JavaScript для создания UI-компонентов:

    class UIFactory {
        createButton() {
            throw new Error("Abstract method!");
        }
    
        createInput() {
            throw new Error("Abstract method!");
        }
    }
    
    class MaterialUIFactory extends UIFactory {
        createButton() {
            return new MaterialButton();
        }
    
        createInput() {
            return new MaterialInput();
        }
    }
    
    class BootstrapUIFactory extends UIFactory {
        createButton() {
            return new BootstrapButton();
        }
    
        createInput() {
            return new BootstrapInput();
        }
    }
    
    // Классы компонентов
    class Button {
        render() {
            throw new Error("Abstract method!");
        }
    }
    
    class MaterialButton extends Button {
        render() {
            return "<button class='material-button'>Click me</button>";
        }
    }
    
    class BootstrapButton extends Button {
        render() {
            return "<button class='btn btn-primary'>Click me</button>";
        }
    }
    
    // Аналогично для Input...
    
    // Использование
    function createUI(factory) {
        const button = factory.createButton();
        const input = factory.createInput();
        return `
            ${button.render()}
            ${input.render()}
        `;
    }
    
    const materialUI = createUI(new MaterialUIFactory());
    const bootstrapUI = createUI(new BootstrapUIFactory());
    

    Ключевые моменты:

    • Базовый класс UIFactory объявляет фабричные методы для создания UI-компонентов.
    • Конкретные фабрики (MaterialUIFactory, BootstrapUIFactory) реализуют эти методы, создавая конкретные компоненты.
    • Классы компонентов (Button, Input) определяют общий интерфейс, который реализуется конкретными компонентами.

    Структурные паттерны

    Adapter (Адаптер)

    Adapter позволяет объектам с несовместимыми интерфейсами работать вместе. В frontend-разработке это может быть полезно при интеграции сторонних библиотек или API с вашим приложением.

    Пример реализации Adapter на JavaScript для работы с разными форматами данных:

    class OldDataFormat {
        constructor(data) {
            this.data = data;
        }
    
        getFormattedData() {
            return `Old Format: ${JSON.stringify(this.data)}`;
        }
    }
    
    class NewDataFormat {
        constructor(data) {
            this.data = data;
        }
    
        getNewFormatData() {
            return `New Format: ${JSON.stringify(this.data)}`;
        }
    }
    
    class DataAdapter {
        constructor(newFormatData) {
            this.newFormatData = newFormatData;
        }
    
        getFormattedData() {
            return this.newFormatData.getNewFormatData().replace("New Format", "Adapted Format");
        }
    }
    
    // Использование
    const oldData = new OldDataFormat({ name: "John", age: 30 });
    console.log(oldData.getFormattedData());
    
    const newData = new NewDataFormat({ name: "Jane", age: 25 });
    const adaptedData = new DataAdapter(newData);
    console.log(adaptedData.getFormattedData());
    

    Ключевые моменты:

    • OldDataFormat представляет исходный формат данных.
    • NewDataFormat - новый формат данных, несовместимый с предыдущим.
    • DataAdapter приводит интерфейс NewDataFormat к интерфейсу, ожидаемому клиентским кодом.

    Decorator (Декоратор)

    Decorator динамически добавляет объекту новые обязанности (функциональность). В frontend-разработке это может быть полезно для расширения функциональности компонентов без изменения их базовой структуры.

    Пример реализации Decorator на JavaScript для UI-компонентов:

    class UIComponent {
        render() {
            return "<div>Basic component</div>";
        }
    }
    
    class BorderDecorator {
        constructor(component) {
            this.component = component;
        }
    
        render() {
            return `<div style="border: 1px solid black">${this.component.render()}</div>`;
        }
    }
    
    class ColorDecorator {
        constructor(component, color) {
            this.component = component;
            this.color = color;
        }
    
        render() {
            return `<div style="color: ${this.color}">${this.component.render()}</div>`;
        }
    }
    
    // Использование
    const basicComponent = new UIComponent();
    console.log(basicComponent.render());
    
    const borderedComponent = new BorderDecorator(basicComponent);
    console.log(borderedComponent.render());
    
    const coloredBorderedComponent = new ColorDecorator(borderedComponent, "red");
    console.log(coloredBorderedComponent.render());
    

    Ключевые моменты:

    • UIComponent определяет базовый компонент.
    • Декораторы (BorderDecorator, ColorDecorator) оборачивают компонент, добавляя новую функциональность.
    • Декораторы можно комбинировать, создавая сложные комбинации функциональности.

    Поведенческие паттерны

    Observer (Наблюдатель)

    Observer определяет зависимость типа "один ко многим" между объектами. В frontend-разработке это часто используется для реализации реактивности в UI или для работы с событиями.

    Пример реализации Observer на JavaScript:

    class Subject {
        constructor() {
            this.observers = [];
        }
    
        addObserver(observer) {
            this.observers.push(observer);
        }
    
        removeObserver(observer) {
            const index = this.observers.indexOf(observer);
            if (index > -1) {
                this.observers.splice(index, 1);
            }
        }
    
        notify(data) {
            this.observers.forEach(observer => observer.update(data));
        }
    }
    
    class Observer {
        update(data) {
            throw new Error("Abstract method!");
        }
    }
    
    class UIComponent extends Observer {
        update(data) {
            console.log(`UIComponent updated with data: ${data}`);
        }
    }
    
    // Использование
    const subject = new Subject();
    const component1 = new UIComponent();
    const component2 = new UIComponent();
    
    subject.addObserver(component1);
    subject.addObserver(component2);
    
    subject.notify("New data!");
    

    Ключевые моменты:

    • Subject управляет списком наблюдателей и уведомляет их об изменениях.
    • Observer определяет интерфейс для объектов, которые должны быть уведомлены об изменениях.
    • Конкретные наблюдатели (например, UIComponent) реализуют метод update для реакции на изменения.

    Strategy (Стратегия)

    Strategy позволяет определить семейство алгоритмов, инкапсулировать каждый из них и сделать их взаимозаменяемыми. В frontend-разработке это может быть полезно для реализации различных алгоритмов валидации форм, сортировки данных или отрисовки компонентов.

    Пример реализации Strategy на JavaScript для валидации форм:

    class ValidationStrategy {
        validate(value) {
            throw new Error("Abstract method!");
        }
    }
    
    class RequiredFieldStrategy extends ValidationStrategy {
        validate(value) {
            return value.trim() !== "";
        }
    }
    
    class EmailStrategy extends ValidationStrategy {
        validate(value) {
            return /^[^\s@]+@[^\s@]+\.[^\s@]+$/.test(value);
        }
    }
    
    class Form {
        constructor(validationStrategy) {
            this.validationStrategy = validationStrategy;
        }
    
        setValidationStrategy(validationStrategy) {
            this.validationStrategy = validationStrategy;
        }
    
        validate(value) {
            return this.validationStrategy.validate(value);
        }
    }
    
    // Использование
    const form = new Form(new RequiredFieldStrategy());
    console.log(form.validate("")); // false
    console.log(form.validate("Not empty")); // true
    
    form.setValidationStrategy(new EmailStrategy());
    console.log(form.validate("invalid-email")); // false
    console.log(form.validate("valid@email.com")); // true
    

    Ключевые моменты:

    • ValidationStrategy определяет общий интерфейс для всех стратегий валидации.
    • Конкретные стратегии (RequiredFieldStrategy, EmailStrategy) реализуют специфические алгоритмы валидации.
    • Form использует выбранную стратегию валидации, которую можно легко заменить.

    Выводы

    Паттерны проектирования - мощный инструмент в арсенале каждого frontend-разработчика. Они предлагают типовые решения общих проблем, улучшают гибкость, расширяемость и сопровождаемость JavaScript-кода и UI-компонентов.

    Однако злоупотребление паттернами может привести к ненужному усложнению. Поэтому, прежде чем применять паттерн, нужно тщательно проанализировать, подходит ли он для данной ситуации и действительно ли он нужен в контексте вашего frontend-проекта.

    Изучение паттернов - непрерывный процесс. По мере накопления опыта, вы научитесь интуитивно видеть, где и какой паттерн применить в вашей frontend-разработке. Главное - практиковаться как можно больше!

    Иконка глаза3 955

    Комментарии

    0

    Постройте личный план изучения TypeScript с нуля - полный курс и паттерны проектирования до уровня Middle — бесплатно!

    TypeScript с нуля - полный курс и паттерны проектирования — часть карты развития Frontend, Backend, Mobile

    • step100+ шагов развития
    • lessons30 бесплатных лекций
    • lessons300 бонусных рублей на счет

    Бесплатные лекции

    Лучшие курсы по теме

    изображение курса

    React и Redux Toolkit

    Антон Ларичев
    AI-тренажеры
    Практика в студии
    Гарантия
    Бонусы
    иконка звёздочки рейтинга4.8
    3 999 ₽ 6 990 ₽
    Подробнее
    изображение курса

    Zustand

    Антон Ларичев
    AI-тренажеры
    Практика в студии
    Гарантия
    Бонусы
    иконка звёздочки рейтинга4.8
    3 999 ₽ 6 990 ₽
    Подробнее
    изображение курса

    Neovim

    Антон Ларичев
    Гарантия
    Бонусы
    иконка звёздочки рейтинга4.8
    3 999 ₽ 6 990 ₽
    Подробнее
    Иконка чипа0